…Господи, как же я люблю весну, когда под разноцветными лучами игривого солнышка тает последний хрустальный ледок; когда вернувшиеся в Москву птицы поют особенно звонко, словно здороваясь с людьми; когда расцветают вишни, а каштаны раскрывают свои листья-веера и приветливо помахивают ими! В городской палитре начинают преобладать забытые изумрудно-зелёные краски. «Идёт-гудёт Зелёный Шум…» - лучше не скажешь об этой поре! В такое время я с наслаждением гуляю по старинным столичным улочкам и начинаю вспоминать, вспоминать…
…Мне пять лет - и я уже взрослая девочка; так любят говорить мои бабушки и дедушки. Они живут вместе с нами в старинном двухэтажном особнячке, в переулке, который тих и уютен, да ещё и с маленьким двориком, где вот уже много лет растёт огромный клён. Этот клён радует нас от начала весны и до самой поздней осени. К середине сентября он становится особенно прекрасен в своём багряно-золотом убранстве; все любуются им - и ждут листопада, чтобы собирать облетающие кленовые листья в букеты, которые простоят у нас в самых разных вазах и вазочках до будущей весны…
…Каждый день одна из бабушек (сегодня это Евдокия Прокофьевна) остаётся дома для приготовления обеда и ужина, а другая (сегодня это Александра Ивановна), взяв меня за ручку, отправляется гулять и знакомить дитё с Москвой. От радости я подпрыгиваю и всё время, не умолкая, делюсь своими впечатлениями. Мне нравится всё и все - и в любое время года! Милые бабули, гуляя со мной, рассказывают о своём детстве, юности - и просто о жизни, которая так быстро пролетает нарядными листьями любимого клёна. Как напевает один из моих дедушек Павел Никитович: «Не жалею, не зову, не плачу… Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..», а другой мой дедушка, Георгий Яковлевич, подхватывает: «…словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне…»
Дедушки очень любили русскую поэзию и постоянно соревновались друг с другом в знании стихов. Благодаря им я тоже полюбила нашу великую литературу, много читала и до сих пор помню немало стихов наизусть.
…У нас хорошая квартира; в ней две замечательные комнаты с высокими потолками. Более того, одна из этих комнат - с балконом! Кроме того, здесь располагаются уютная, средних размеров кухня, а также довольно большая ванная и туалетная комнаты. Коридор - квадратный, с большим встроенным шкафом для одежды. Особая гордость нашего дома - потолочная лепнина и старинный, красиво набранный дубовый паркет. Во всём чувствуется несегодняшний утончённый вкус...
По преданию, ещё до революции один состоятельный человек подарил этот особняк своей возлюбленной, чтобы она жила здесь безбедно и счастливо. Первый этаж предназначался для сдачи в аренду, второй - для проживания и тайных свиданий барышни с её возлюбленным…
…Но счастье их было недолгим. Началась революция, пришлось оставить дом и бежать заграницу. Особняк национализировали, площадь поделили на много комнат и вскоре вселили сюда нуждающихся…
Вот так и получилось, что родители моего папы с новорождённым сыночком поселились в одной комнате, а в другую въехала ещё одна молодая пара - муж с женой. Комнаты были смежные, так записано в документах, но это особенно никого не напрягало, поскольку у многих жилищные условия были тогда намного хуже. Главное - в квартире была вода, ванная и туалет! «Это просто рай, - говорили молодые, - нам очень повезло…»
Две молодые пары стали друзьями на всю жизнь, а потом, волею судеб, сделались ещё и родственниками! Оба моих дедушки были хорошими инженерами - и, всё по-товарищески обдумав, посчитав и расчертив, они очень скоро пришли к выводу, что можно, не ставя никого в известность, преобразовать наши комнаты в смежно-изолированные…
Так и было сделано. Получилось очень удобно: теперь каждая пара фактически обзавелась собственной изолированной комнатой; просто в одной из комнат появилась отдельная дверь в коридор. Но если бы комиссия домкома, неровен час, зашла в эту квартиру, то увидела бы, что комнаты - по-прежнему смежные… Для маскировки книжный шкаф был поставлен на колёсики - и, когда возникала такая необходимость, быстро перемещался, закрывая собою дверь в комнате; одновременно в коридоре на эту дверь вешали красивый коврик… Таким образом, комнаты снова становились как бы смежными. Всё это было придумано для того, чтобы, упаси Бог, не подвергнуться жилищному уплотнению.
…Минуло два года, и у второй пары родилась девочка - моя мама… Время шло; дети стали взрослыми, поступили в институт, полюбили друг друга и поженились, в результате чего спустя положенный срок на свет появилась и я. Сразу после моего рождения на семейном совете по предложению бабушек и дедушек было решено назвать меня Любой: пусть это имя олицетворяет нашу всеобщую Любовь друг к другу, постановили участники совета…
…Когда мои родители поженились и родилась я, наши бабушки и дедушки объединились и въехали в комнату побольше, а мы втроём стали жить в комнате поменьше. Все были счастливы. Оставшаяся от прежней жизни широкая ширма раздвигалась - и у почтенных бабушек и дедушек образовывалось, как они шутили, нечто вроде отдельных апартаментов. Утром ширму убирали, и в центр комнаты выставлялся небольшой столик, за которым после общего завтрака представители старшего поколения нашей семьи любили посидеть за чашечкой кофе и повспоминать разные житейские истории, а иногда и переброситься в картишки…
В летнее время семейные посиделки переносились на балкон, где было очень красиво и по-особенному приятно пить чай с печенюшками, любуясь нашим всеобщим любимцем клёном и радуясь солнышку. Вечером, когда родители приходили с работы, все садились ужинать на кухню за круглый стол - и снова разговорам не было конца... Сейчас я вспоминаю то наше волшебное прошлое с огромной радостью и удивлением - ведь это чудо взаправду было с нами! - но и с горькой тоской: ведь никогда и ничего уже не повторится…
…Время шло и шло. Сначала не стало родителей папы, а потом друг за другом ушли родители мамы. Теперь не нужно было расставлять ширму, как раньше, - мои родители просто переехали в комнату, где жили бабушки и дедушки, а я осталась в комнате папы и мамы. Жизнь покатилась дальше - и в ней находились свои, новые радости... Я поступила в архитектурный институт. Мне было там комфортно, училась я легко и почти весело. Единственное, что огорчало тогда меня и маму, было здоровье отца.
«Ах, война, что ты, подлая сделала?» - шептала я про себя, глядя на любимого папулю… Ну зачем, зачем на его долю выпало такое тяжкое испытание?! Зачем на этой страшной войне он получил такое сложное ранение, из-за которого отца до сих пор мучают невыносимые боли?.. Никто и ничто на свете не могло ответить мне на эти отчаянные вопросы - а потом время разом сняло их все… Наступил день - серый, промозглый, совсем печальный. Нам позвонили из больницы и сказали, что папы не стало.
…Прошло вот уже десять лет, как нет у меня папы; а мамочки моей не стало пять лет спустя после ухода её любимого спутника жизни… «Когда нас не будет, - говорили мне бабушки, дедушки и мои родители, - ты, пожалуйста, не изводи себя постоянными слезами и горькой тоской… Наоборот, вспоминай нас всех с улыбкой - и старайся не расстраивать и не подводить нас! Ведь нам было так хорошо с тобой, мы так радовались и гордились своей милой дочкой и внучкой… Мы увидимся там, в другой жизни - и снова будем вместе. Надо только верить… Обещаешь?» - «Да, - отвечала я, - обещаю…»
И вот теперь я хожу к ним на кладбище, меняю цветочки, а осенью обязательно ставлю в вазочку золотисто-багряные листья, как самый главный, самый живой, самый тёплый привет любимым от нашего красавца-клёна…
…Время летит - а я по-прежнему живу одна в той же самой квартире, в том же старинном особнячке, где всё напоминает о моих милых бабушках и дедушках, о моих дорогих родителях. В комнатах висят картины - их нарисовал мой папа; они радуют меня памятью о любимых уголках Москвы, многие из которых, увы, тоже исчезли навсегда… Скатерть и салфеточки, связанные бабушками, до сих пор очаровывают своим старинным узором; а наволочки на подушечках, которые вышивала мама, теперь особенно согревают меня... Иногда с чашечкой кофе или чая я выхожу на балкон, сажусь в старинное кресло, смотрю на всеобщего любимца нашей когда-то большой семьи - и шепчу: «Милый, милый, старый клён! Ты видел их, ты помнишь их; помоги мне перенести тоску по ним…» И мне кажется, что клён слышит меня, оберегает меня и дружеским шелестом своих больших узорчатых листьев старается прогнать мою печаль…
…Когда на город опускаются сумерки, я частенько достаю фотоальбом и, не зажигая света, любуюсь родными лицами на фотографиях, которые словно оживают в полутьме… Дорогие мои, я стараюсь вас не подводить. Я работаю. На работе меня хвалят, награждают грамотами и даже премируют; вам было бы это приятно…
А вот с личной жизнью до сих пор как-то не очень складывается... Нет, у меня были отношения, и за это время произошли целых две трогательные истории - но закончились обе явно не в мою пользу…
…Пётр был интересным человеком. Он очень увлекался живописью, и мы с ним часто посещали всевозможные выставки. Нам было хорошо друг с другом - мы оказались, как теперь говорят, на одной волне. Окончив архитектурный институт, я не только разбиралась в классической живописи, но также неплохо знала и современных художников. У нас с Петром порой возникали нешуточные споры относительно автора той или иной картины - и я нередко выходила из этих споров победительницей. Петя немного ревновал меня к моим обширным познаниям, но больше гордился своей избранницей и, представляя приятелям, полушутя-полусерьёзно говорил, что если им вздумается заняться приобретением действительно стоящей работы какого-нибудь из начинающих или просто малоизвестных «в широких кругах» живописцев, то за профессиональными консультациями лучше всего обращаться именно ко мне.
…Спустя полгода наших отношений Петя познакомил меня со своей мамой Ольгой Сергеевной. Мне она очень понравилась; больше того, я сразу почувствовала, что нравлюсь ей тоже. Я была на два года младше её сына, и Ольга Сергеевна говорила, что о лучшей невестке она и мечтать не могла, и что теперь с нетерпением ждёт нашей свадьбы. Мама Пети часто звонила мне, и мы подолгу и очень душевно общались. Человек она была интересный: в прошлом - балерина, фанатично преданная своему изысканному, но такому непростому виду искусства, а ныне – энциклопедически образованная личность, глубоко разбирающаяся в истории балета… До сих пор мы перезваниваемся с ней, поздравляя друг друга с различными праздниками и в первую очередь - с днями рождения…
…Вскоре после нашего знакомства с его мамой Пётр, не переезжая ко мне окончательно, тем не менее взял за правило часто оставаться у меня; при этом каждый раз, когда Ольге Сергеевне требовалась какая-то помощь, немедленно ехал к ней… Наши отношения длились вот уже около двух лет, дело как будто шло к свадьбе - но что-то неизменно удерживало меня от решающего шага. Я и сама не могла понять причину своей нерешительности. Быть может, эта причина заключалась в участившихся в последнее время Петиных отъездах к маме, - а может быть, в его невнимании к некоторым моим, как будто пустячным, просьбам? Например, он почти никогда не звонил мне от Ольги Сергеевны, хотя я каждый раз просила держать меня в курсе…
Рубрика:
Культура
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную