«Мы экономим за счет подвига людей»
— В первую волну пандемии пострадали интернаты в крупных городах, а вторая волна докатилась до периферии. Что сейчас происходит в региональных интернатах и домах престарелых?
— В интернатных учреждениях перерыва между первой и второй волнами, по сути, не было. Во многих регионах интернаты как закрылись на вахтовый режим с апреля, так до сих пор и закрыты для посещений родственников и волонтеров, а сотрудники заступают в смены на две недели. Этот формат вахтовых смен, хоть и помогает снизить темпы заражения за счет изоляции, имеет обратную сторону. Люди быстрее устают и выгорают за две недели непрерывной работы, а потом две недели дома просто механически существуют в ожидании новой вахты.
— По сути-то вахтовый метод не защищает от вируса, на Западе так никто не делает.
— Все же изоляция пока — самый адекватный способ растянуть период заражения, а это важно, потому что иначе медицина не справится. Вахтовый метод в интернатах — это форма изоляции, когда сотрудники на две недели заезжают в учреждение. Теоретически они могут, например, жить рядом с интернатом. Главное, чтобы они не имели контактов с внешним миром и не принесли ковид в учреждение. Мы недавно проводили круглый стол с зарубежными экспертами, которые тоже рассказывали и про ковид, и что много людей у них болеет.
За рубежом трудовое законодательство часто просто не позволяет заставить сотрудников жить по две недели в месяц внутри учреждения — в спортзалах или в библиотеках вповалку. Инфраструктура учреждений нигде в мире не рассчитана на то, что там будет круглосуточно жить весь персонал.
— То есть у них сотрудники каждый день уходят домой, а у нас дежурят вахтами, потому что наше законодательство позволяет использовать круглосуточный труд людей?
— Мы экономим за счет подвига людей. То, что люди выстояли и продолжают стоять, это и правда подвиг. Но, справедливости ради надо сказать, что соцзащита выбрала такой график работы как приоритетный, потому что масштаб проблемы огромный, и решить ее иначе не получилось бы.
— Из-за нехватки персонала в интернатах?
— Да. Многие болеют, многие остались дома из-за возраста, многие просто уволились. Но я, кстати, нашла один позитивный момент в том, что сотрудники по две недели живут и работают в интернатах, особенно когда директора там живут. Один директор рассказывал: «Я попробовал помыться в нашей ванной, но это же невозможно — пол холодный, занавески нет, полка с одеждой стоит в двух метрах от ванной. Все переделаем». Другой сотрудник мне пообещал: «Первое, что мы сделаем после карантина,— заменим эту "собачью посуду" — алюминиевые миски и ложки». Потому что они сами поели из этой посуды, и им стало стыдно, что пожилые люди едят из нее все время.
— Весной, когда стало известно о большом количестве смертей в итальянских домах престарелых, у нас в российских интернатах панически боялись вируса, заперли людей в комнатах, никого не выпускали на улицу, в общие холлы. Сейчас паники по поводу ковида стало меньше?
— В первую волну, действительно, паники было много. Весь мир паниковал. Помню, повально заболели в одном маленьком сельском интернате и сотрудники, и пожилые люди, там живущие. И местные жители превратили этот интернат в зону отчуждения — обходили его за версту, дома, стоящие рядом, заколотили, а тех, кто в интернате работал, стали ругать, обвинять, что они деревню перезаражают. И наша сотрудница ездила туда по ночам, передавала еду для стариков через забор, потому что и повар был болен.
Рубрика:
Дома престарелых
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную