Социальная бизнес-модель
На идею создания сети пансионатов Алексея Маврина натолкнули однокурсники, которые указывали на западный опыт, где большинство пожилых проживают именно в таких учреждениях. А в России до начала 2000-х не было ничего подобного.
«Вместе с волонтерским движением я после института стал помогать бабушкам и дедушкам. И часто видел, что у человека вроде все есть, дети и внуки и трехкомнатная квартира, каждый раз он звонил в скорую, чтобы просто пообщатся, пожаловаться, чтобы выслушали. Вот мы и решили с коллегами сделать пансионат, где люди не придумывали бы себе болезни, а жили спокойно: общались, занимались творчеством, гуляли», — пояснил Алексей.
Специально выбрали модель бизнеса — «ООО», это дает больше привилегий, чем если бы мы оформились как НКО. Некоммерческим организациям не дают кредиты и привлечь инвестиции тоже практически невозможно.
«Расти по всей России без инвестиций мы не сможем. Также как и оказывать услуги качественно и долго невозможно без прибыли, она дает нам возможность держаться на плаву. Если компания прибыльна, значит, нужна всем: сотрудникам и подопечным», — считает руководитель.
Два беспроцентных займа 60 месяцев — 5 и 10 млн рублей — предоставил фонд «Наше будущее». Потратили на ремонт в двух пансионатах, кредит недавно погасили.
«Хорошо, что это не грант. Тут нужно возвращать, и это мотивирует предпринимателя зарабатывать».
По словам Алексея, социальный бизнес не построишь только на одних пансионатах, здесь должна быть взаимодополняющая система услуг.
«При пансионатах должны быть центры реабилитации, ресторан, салон красоты. Но для тех, кто хочет жить в своей квартире, есть патронажная служба. Сиделки приходят к пожилым, могут оставаться с проживанием. Но, чтобы контролировать работу сиделки и следить за человеком в возрасте, мы придумали «Умную опеку» — видеокамеры, которые устанавливаем в домах пожилых. По таким камерам как-то заметили, когда приходила сиделка к дедушке, он нормально себя чувствовал, а потом начал падать в обморок. Как оказалось, он не ел ничего в этот период. И у нас появилась система доставки на дом», — рассказал Алексей Маврин.
Есть еще в системе юрист. Он консультирует по разным вопросам, в частности, помогает оформить льготы от государства, которые человеку положены.
«Услуги друг друга дополняют. Все, что связано с социальными услугами, такой замкнутый процесс хорошо работает. Одна услуга помогает подавать другую», — подчеркнул предприниматель.
Как попасть
Самый простой способ — это получить индивидуальный план социального ухода в управлении соцзащиты. Если человека признают нуждающимся, то он может оформить путевку в сеть пансионатов.
По словам представителей «Опеки», если человек оформлен по государственной субсидии, то он получает только базовые услуги. Дополнительное — по личному желанию — можно докупать за свои средства.
Условия проживания
Во всех пансионатах — доступная среда, беспороговое пространство, чтобы люди могли перемещаться без посторонней помощи. Пансионат оборудован автоматической системой пожарной сигнализации, мгновенно идет сигнал на ближайшую пожарную станцию.
Работают психолог, культуролог, волонтеры и педагоги — для того, чтобы постояльцы могли ежедневно общаться, читать газеты, заниматься лепкой, рисованием, развивать мелкую моторику. Часто посещают подопечных музыканты и детские творческие коллективы.
Здесь пятиразовое питание. В каждом пансионате есть «доготовочный» цех, куда привозят блюда, которые нужно только разогреть и поставить на стол.
В комнате одновременно могут проживать до трех человек, но, по словам администрации пансионата, все зависит от пожеланий постояльцев. Если человек на период адаптации требует внимания и не хочет делить комнату, то могут сделать одноместное размещение.
Среди коммерческих заездов популярны — на время ремонта в квартире или на диспансеризацию, на обследование. Есть отделение реабилитации и восстановительной медицины. Принимают пациентов после переломов шейки бедра, в том числе на постковидную реабилитацию, людей с хронической сердечной недостаточностью и пациентов с деменцией. Лечебная физкультура помогает восстанавливаться.
«Конечно, в России ментально люди еще не привыкли к таким социальным домам. Как, например, за рубежом, где пожилые селятся и просто живут. Но мы стремимся повысить качество и изменить отношение к таким учреждениям», — подытожил Алексей Маврин
Материал Елены Алмазовой
Рубрика:
Дома престарелых
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную