Старческая деменция – это ухудшение когнитивных функций, потеря усвоенных знаний и практических навыков. Деменцией страдают более 50 миллионов человек по всему миру. По прогнозам ВОЗ число в 2030 году людей с этим заболеванием составит около 82 миллиона человек, а к 2050 году - 152 миллиона.
Причины недуга разнообразны, излечению он пока не поддаётся. Однако болезнь можно приостановить.
«Необходимо помнить, что с помощью медикаментов можно немного замедлить развитие болезни, но при этом очень важной составляющей являются профилактические занятия, направленные на активизацию памяти, мышления и внимания, - говорит психолог Пансионата для ветеранов труда № 31 Елена Маслова. - Профилактика даже эффективнее, чем лечение, поэтому нужно как можно дольше оттягивать погружение в болезнь».
Приёмы, которые использует доктор в работе с пациентами, разнообразны и иногда необычны. Например, существует упражнение «Слова из песни»: пациенты вспоминают песни, в которых есть слова, скажем, о транспорте, и на занятиях должны рассказать об этих песнях, привести примеры и цитаты. Между занятиями группа обсуждает песни, кто-то даже ищет источники в библиотеке, идет своеобразное соревнование, у кого память лучше.
Еще одно отличное упражнение – запоминание слов. Выбирается набор из 30 слов, никак друг с другом не связанных, поэтому запомнить их крайне трудно: например, белая мышь, резиновые сапоги, баба-яга, розовый мерседес, роликовые коньки и так далее. Психолог читает их группе, и у людей наступает лёгкий шок: разве это возможно воспроизвести? Но затем создаётся ассоциативная связка: нужно представить себе резиновые сапоги, из них вылезает белая мышь, садится в розовый мерседес, видит бабу-ягу на роликах… Стоит повторить эту связку дважды, как набор слов отлично запоминается.
«Очень эффективна тренировка на ассоциативную память, - продолжает Елена Маслова. - Например, я называю какое-нибудь существительное, и затем мы подбираем к нему прилагательные. Это очень интересно и азартно! Метод эпитетов - это и ассоциативное запоминание, и гимнастика для ума. Мало того - у многих после тренировки даже дикция улучшается!»
Чтобы сохранить мыслительную функцию человека, нужно провоцировать его на рассуждение. Чем больше он говорит, тем больше делает выводов. Например, самый обычный вопрос о том, что было на обед, выводит целую мыслительную цепочку: необходимо вспомнить, из чего состояло меню, оценить обед на вкус, подумать, что бы человек хотел получить на обед завтра. И это только обед, а ведь есть гораздо более серьезные и интересные темы!
«На занятиях мы обычно обсуждаем какую-то тему, и к следующему занятию я прошу сделать короткий доклад об этом, - рассказывает психолог. - Вопросы заставляют думать, вспоминать, погружаться в ощущения. Причём очень важно всё проговаривать вслух – это обязательное условие, оно и поддерживает речевую функцию, и активизирует память. Обсуждая даже мелочи, человек не позволяет себе проваливаться в пустоту и бездействие. Мозг человека может развиваться всю жизнь, поэтому не лишними будут новые знания и навыки. Поэтому важно учить новые стихи – и наращивать таким образом новые нейронные связи, даже если старые постепенно умирают».
С возрастом и под действием болезни внимание постепенно ослабевает, поэтому важно его активизировать. Для этого в арсенале психолога есть немало упражнений.
Представьте, например: в верхней строчке написан алфавит, а в нижней - буквы в разбивку. Человек читает верхнюю и нижнюю строки, при это поднимает то правую руку, то левую. Наступает такой момент, когда он забывает, где левая, а где правая рука, и тогда необходимо дополнительно фиксировать мысль на этом действии. Вот это и есть тренировка работы мозга.
Та же хорошо «работает» широко известная пальчиковая гимнастика - стоит чуть её усложнить и между движением пальцев хлопнуть в ладоши или дотронуться до правого уха, а потом, уже в другом алгоритме, до левого – и даже из здоровых людей мало кто выполнит это упражнение!
Для людей, перенёсших инсульт, хорошо подходит метод нейрокоррекции - стимуляции различных зон головного мозга посредством упражнений. Это могут быть упражнения с мячами, на ритмизацию, взаимодействие обеими руками.
Кстати, скандинавская ходьба выполняет те же задачи, что и нейрокоррекция. Ведь в этом виде занятий все движения скоординированы, человек получает нагрузку не только физическую, но и умственную, следя за правильным выполнением шага и распределением нагрузки. Подобные упражнения важны для профилактики деменции, ведь при этом недуге постепенно теряется способность к координации движений, в поздней стадии больные даже не могут одеться самостоятельно, не понимая, как это нужно делать.
«В своей деятельности я часто практикуем совместную работу с лфк-инструктором, - продолжает Елена Маслова. - Комплексный подход оказывает очень хорошее воздействие. У нас в пансионате существует целая подборка упражнений, разработаны игры и занятия, которые проходят ежедневно в отделениях милосердия и геронтологии. Тренинг когнитивных функций – это многочисленные викторины, интеллектуальное лото, тематические беседы, нейрокррекционные упражнения. Всё это помогает людям сохранять память и интеллект».
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы для "Нового пенсионера"
Рубрика:
Здоровье
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную