На фото: Старейший участник проекта, 86-летний Юрий Владимирович Чудодеев – известный китаевед, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН и Елена Шахова,гл. редактор «НП» / Фото «Новый пенсионер»
О событиях 80-летней давности рассказывают Президент Фонда «Патриот» Лариса Тройникова и руководитель проекта Олег Калмыков.
ЯПОНО-КИТАЙСКАЯ ВОЙНА
Летом 1937 года Япония, под надуманным предлогом, развязала вторую японо-китайскую войну и 26 июля 1937 года перешла к полномасштабным боевым действиям.
Хотя китайская армия была более многочисленной, чем японская, но по вооружению и организации намного слабее.
Руководитель Китая генералиссимус Чан Кайши, лидер Гоминьдана, консервативной партии страны, не питал иллюзий по поводу боеспособности своей армии и обратился с просьбой о незамедлительной поддержке к лидерам ведущих мировых держав. Но Великобритания, Франция и США решили дистанцироваться от вмешательства в конфликт, не желая до поры до времени портить отношения с официальным Токио.
На помощь пришёл Советский Союз. Китаю были предоставлены кредиты и начались поставки вооружения.
Советское оружие и военное снаряжение позволило переформировать китайскую армию. Уже к началу 1938 года китайская авиация насчитывала три авиагруппы, из них две были полностью вооруженные самолетами из Советского Союза.
ДЛЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ КИТАЙСКОЙ АРМИИ БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ ВОЕННЫЕ СОВЕТНИКИ И ЛЕТЧИКИ
В 1937—1940 годах в Китае работало свыше 300 советских военных советников - среди них были будущие маршалы Советского Союза В.И. Чуйков и П.Ф. Батицкий. Всего же в эти годы там работало свыше 5 тыс. советских граждан.
Но самый большой вклад в борьбу с японскими агрессорами внесли советские лётчики – добровольцы.
К 21 октября 1937 г. для отправки в Китай были подготовлены 447 человек, включая наземный технический персонал, специалистов по аэродромному обслуживанию, инженеров и рабочих по сборке самолетов. Некоторые лётчики погибли в боях с японцами, но, к сожалению, много их погибло в авиакатастрофах или пропали без вести.
Навсегда в Поднебесной остались 214 добровольцев. Они упокоились в десятках братских захоронений. Самое большое из них в Ухане — 29 человек.
14 лётчиков стали Героями Советского Союза, многие награждены орденами и медалями.
Перегонка самолётов осуществлялась по маршруту: Алма-Ата – Урумчи – Хами – Ланьчжоу, протяжённостью 2620 км (начало - октябрь 1937 г.).
БЫЛА ПРОЛОЖЕНА АВТОМОБИЛЬНАЯ ТРАССА
Другие группы лётчиков – бомбардировщиков формировались в Иркутске. Самолёты доставлялись по железной дороге, в разобранном виде. После сборки их маршрут пролегал через Монголию, далее города Сучжоу, Ланьчжоу – в Ханькоу. Для доставки военных и иных грузов была проложена автомобильная трасса, которая начиналась от станции Сары-Озек на Турксибе, затем проходила по территории СССР до поселка Хоргос, пограничного пункта с Китаем, и далее по территории провинции Синьцзян через Урумчи до Ланьчжоу. Общая протяжённость трассы составляла 2925 км. Перевозки осуществляли 5200 советских грузовиков ЗИС-2.
КИТАЙСКИЙ ФРОНТ В ОГРОМНОЙ МЕРЕ ОТВЛЕКАЛ ЯПОНИЮ ОТ НАПАДЕНИЯ НА СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
Японцы так и не смогли решить стратегической задачи в Китае. На протяжении всего периода войны, с 1937 по 1945 год, японцы беспрерывно стремились добиться капитуляции Чан Кайши и старались вести с ним переговоры о мире. Планируя нападение на СССР, нельзя было оставлять у себя в тылу 2,5-миллионную армию.
В конечном итоге, в 1945 году Красная Армия и армия Китая добились капитуляции японских войск.
ПОИСКОВАЯ РАБОТА И УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЕВ
На 2017 – 2019 годы приходятся значимые даты, связанные с этими событиями: 2017 - 80 лет начала оказания помощи Китаю в борьбе против японской агрессии, 2018 - 100 лет РККА, 2019 - 70 лет образования КНР.
В этом году Фонд развития военно-патриотического воспитания детей и молодёжи начал военно-мемориальную экспедицию «В небе Китая».
Главной целью проекта является рассказать широкой общественности о подвиге советских лётчиков-добровольцев, об их участии в отражении японской агрессии в Китае.
Важнейшие направление проекта – это поиск мест гибели наших лётчиков, установление связей с их родными, обустройство мест захоронений на территории Китая.
Продолжает формироваться отряд волонтёров для проведения поисковой работы, куда входят студенты и ученики старших классов московских школ.
Сегодня поисковая работа проводится в фондах Центрального музея Вооруженных Сил РФ с изучением картотеки, в Государственном архиве РФ в Москве, в Российском Государственном военном архиве и архиве Министерства обороны в Подольске, в ФКУ Российский государственный архив кинофотодокументов в Красногорске, в архиве Института востоковедения. Помощь в работе оказывает Общество китайско-российской дружбы.
Для реализации проекта привлечены добровольцы из числа российских соотечественников, проживающих в Китае. Это позволит повысить знания о совместном историческом прошлом России и Китая, а также отдать дань памяти подвигу советских и китайских летчиков.
В апреле 2019 года будет совершен автопробег по маршруту Хоргос-Урумчи – Хами - Ланьчжоу, по которому с осени 1937 г. доставлялась в Китай советская военно-техническая помощь, для привлечения внимания широкой общественности к подвигу советских летчиков и авиатехников-добровольцев.
Проводятся лекции, конференции, а также торжественные мероприятия с возложением венков при поддержке русских клубов. По материалам автопробега будет подготовлен видео- и фотоматериал, которые лягут в основу видеофильма проекта «В небе Китая».
Президент ФРДМ «Патриот» Лариса Тройникова, руководитель проекта Олег Калмыков – для «Нового пенсионера»
На фото: Старейший участник проекта, 86-летний Юрий Владимирович Чудодеев – известный китаевед, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН и Елена Шахова,гл. редактор «НП» / Фото «Новый пенсионер»
Проект «В небе Китая» поддержан Грантом Президента Российской Федерации. Информационный партнер проекта - «Новый пенсионер»
Еще по теме:
Ветераны рассказали подросткам о войне в небе Китая
Неизвестная война в небе Китая
Презентация проекта «В небе Китая».
Рубрика:
История
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную